Социология и метафизика в творчестве Достоевского

Холод, стыд и свобода. История литературы Священной истории. Но это общее место автор книги хотел понять конкретно, по аналогии с тем самым библейским событием. Оно, как вечное событие, как будто воспроизводится заново в творчестве Достоевского. Явление Лермонтова обозначило потребность в развитии и пути: У Розанова субъект сравнения — Гоголь, а в сравнении преобладает момент отрицательный, разрушительный, злобный и даже низменный, гораздо ближе соответствующий отрицательному библейскому персонажу. А за ними уже в отдалении светится потерянный рай Пушкина. Таков контур мифа русской литературы, творимого литературой нового века. Это грубый контур, кажется, не вмещающий никакой живой конкретности текстов Пушкина, Гоголя, Достоевского. Тем не менее настоятельность ассоциаций, возникших у столь интересных умов, интригует и возбуждает воображение, необходимое филологу, как и писателю.

Ф. М. Достоевский

Личность в художественном творчестве Достоевского 1. Первичный творческий акт, свободно начинающий жизнь личности, может быть и иным. В основе такого поведения лежит перевес любви к себе над любовью к Богу и другим существам. Вступление на такой путь жизни есть грехопадение. Оно ведет к столкновению целей себялюбивого существа с целями других существ, следовательно, к обособлению его от Бога и от других существ, к стеснению их и к борьбе с ними.

Лепахин В. В. Икона в творчестве Достоевского («Братья. Карамазовы» потому стыдно, а он по всей моде, в помаде и завитой, . страх не любила Лизавету), – Лизавета с одной только злобы сидит, из одного.

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского. Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное. За его романом закрепилось определение идеологический — разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека.

Поступки человека стали все больше зависеть от того, какая идея поселялась в его голове. Достоевский заметил это — его пр-я как бы исследуют судьбу идей. Идеи испытываются на героях, которых изображает писатель. Изучается встреча людской природы с идеями. Его мир — мир трагедии. За его романом впервые закрепилось обозначение роман-трагедия. Изображение Достоевского можно сравнить с домом на улице, где произошла трагедия. Вокруг люди живут обычной жизнью, но там где горе — люди живут в другом ритме.

В доме Достоевского живут по законам горя и страдания.

О жизни Достоевского мы больше не знаем, чем знаем. И причиной тому — сам Фёдор Михайлович. Достоевский был сложным, противоречивым человеком, в чём-то даже порочным. Он тщательно скрывал неприглядные страницы своей биографии. И жизнь его во многом продолжает оставаться тайной.

мизантропически окрашенную апологию одиночества как творческого описан в терминах страха, стыда, трепета, отчаяния, надежды и заботы.

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству. По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы"мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там — на Западе, для которых это было свое родное"[].

При этом творчество самого Достоевского отличалось особенным универсализмом, и перекличек с гениями других литератур у него значительно больше, чем у Толстого или Чехова. По словам Жака Катто — одного из ведущих современных исследователей Достоевского,"романы Достоевского изобилуют литературными аллюзиями и реминисценциями.

Как вы думаете, был ли Достоевский педофилом? (письмо Н. страхова Л. Толстому)

Теперь обратимся к первой части. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: Безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы… Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию.

За пределами художественного творчества Достоевский бывал более .. Таким образом, страхи Ставрогина (или Достоевского за Ставрогина ) не имели, . С одной стороны, мне есть чего стыдиться: будучи обществоведом и к.

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы. С ним не спорят.

Стыд и совесть создают индивида и социального человека.

Дебора Мартинсен (США). Первородный стыд. Перевод с английского Т. Касаткиной

Мало того, что из-за его статьи, оказывается, закрыли журнал брата Достоевского, и на Федоре Михайловиче повисли огромные долги около 25 тысяч , которые он выплачивал почти до самой смерти. Так еще и из-за него Достоевский не встретился с Толстым! Со мной на лекцию приехал граф Лев Николаевич Толстой.

Многие мыслители и исследователи творчества Достоевского согласны с тем, . и загробное воздаяние, без страха «адских крючьев» человек не сможет .. на первичные задатки, атрибуты[27] своей природы — стыд, жалость и.

Федор Михайлович по какому-то поводу завел речь об отношениях между полами. Из особой горячности, с какой он говорил об этих отношениях, я вижу, что он как будто очень интересуется ими. Из воспоминаний о Достоевском. Очевидно также, что сведения об этих фактах могут характеризоваться либо как достоверные, либо как вероятные — в зависимости от условий получения соответствующей информации.

Исходя из общих соображений, то есть принимая во внимание возможность ошибки применительно к любым обстоятельствам, не должна означать. Таких замечаний я насчитал около ста пятидесяти. Тем самым другим фактам, поскольку они лишены аналогичных модальных характеристик, как бы автоматически придается статус твердо установленных истин. В принципе, это справедливо: Однако этого нельзя сказать о сведениях, основанных на единичных, не подтвержденных и, можно сказать, в определенном смысле случайных свидетельствах.

Один из подобных фактов связан с достаточно любопытным аспектом творчества Достоевского. Ему-то и посвящены настоящие заметки. Очевидно, что фактом в точном смысле слова здесь нужно признать не эпизод из детства Достоевского, а рассказ писателя о нем как будет видно из дальнейшего, даже свидетельство о рассказе. Почему же в таком случае рассказ, имевший место в е годы, перемещен в е?

Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы

Популярные книги в Учебное пособие, написанное академиком Я. Развлекательная и познавательная книга Г. В году исполняется лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти Ф. За прошедшие десятилетия произведения писателя не только не забыты, но многие из них начали жить новой жизнью, наполнились тем содержанием, которое дается временем только истинно великим творениям искусства. Достоевский с его мученической любовью к человеку и человечеству, с его раздумьями о судьбах России, прозрениями и заблуждениями стал нашим современником.

Писатель, проживший трудную жизнь, полную исканий, сомнений, надежд, разочарований, заговорил с нами и со страниц по-новому зазвучавших романов, и с экрана кинотеатра, и с подмостков сцены.

Мотив раздвоения впервые появляется в творчестве Достоевского в независимости от других и одновременный страх перед исключением из общества. невинного и вероломно обманутого им человека, без всякого стыда, без.

От"Миньоны" так и осталось лишь одно название, и дальше дело не продвинулось - потом, правда, кое-что из этого замысла вошло в"Униженные и оскорблённые". От"Весенней любви" сохранились в рабочей тетради планы четырёх"варьянтов" развития сюжета: Впоследствии отдельные моменты этого замысла также вошли в роман"Униженные и оскорблённые". И статья критическая или публицистическая под запланированным названием не появилась.

Но вот пункты 4-й и в какой-то мере 3-й - это, что называется, попадание в яблочко: Но нам важно то, что писатель понимал-знал значимость этого произведения для своего творчества и правильно определял его ключевое местоположение в период своего второго рождения-дебюта. А в е годы повесть о безумном Голядкине, появившаяся сразу вслед за"Бедными людьми", доказала-подтвердила законность притязаний молодого автора на особое место в литературной иерархии, на его несомненный и оригинальный талант.

Доказала, может быть, даже не столько читающей и критикующей публике, включая и Белинского, сколько самому Достоевскому. Теперь, на пороге х, верно определив, что роль"Бедных людей" на новом этапе как бы сыграют"Записки из Мёртвого дома", он застолбил место и для нового"Двойника", для произведения подобного масштаба и значения. И, в конце концов, усилия Достоевского в этом направлении приведут через какое-то время к созданию-появлению"Записок из подполья".

Да, именно с публикации"Записок из Мёртвого дома", которые буквально потрясут всю читающую Россию, и появления следом"Записок из подполья", в которые корнями уходят замыслы-идеи всех без исключения великих романов Достоевского, и произошло доподлинное второе рождение писателя, состоялся по-настоящему его второй блистательный дебют.

Творчество Достоевского

По поводу"Бедных людей" он пишет брату: А им и не вдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет" [1]. Говорят Макар Девушкин и Варенька Доброселова, автор только размещает их слова: Эпистолярная форма есть разновидность .

торой покаянное слово в творчестве Достоевского диалогично, проси- тельно обращено . знаться всенародно — это преодолеть стыд, страх подвер-.

Я имею в виду не старую русскую критику, типическим образцом которой может служить статья Н. Для публицистической критики этого типа Достоевский был совершенно недоступен, у нее не было ключа к раскрытию тайн его творчества. Но о Достоевском писали люди другого духовного склада, более ему родственного, другого поколения, всматривавшегося в духовные дали: Соловьев, Розанов, Мережковский, Волын-ский, Л.

Шестов, Булгаков, Волжский, Вяч. Все эти писатели по-своему пытались подойти к Достоевскому и раскрыть в нем глубину. В творчестве его видели величайшие откровения, борьбу Христа и антихриста, божественных и демонских начал, раскрытие мистической природы русского народа, своеобразного русского православия и русского смирения.

Мыслители религиозного направления существенное содержание всего творчества Достоевского видели в особенных откровениях о Христе, о бессмертии и о богоносности русского народа и особенное значение придавали его идеологии. Достоевский прежде всего психолог, раскрывавший подпольную психологию. Все это было у Достоевского. Он был необычайно богат, от него идет много линий, и каждый может пользоваться им для своих целей. К загадке Достоевского можно подходить с разных сторон.

И я хочу подойти к этой загадке с той стороны, с которой недостаточно подходили к ней.

Религиозные представления Ф.М. Достоевского и его творчество

Толкование Перевод Стыд одно из осн. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. Уже в"Повести временных лет" кротости племени полян противопоставляется"бесстыдство" древлян, радимичей и др. В летописных текстах"Слово некоего христолюбца" и др. По учению Сковороды, самым существенным в человеке является его сердце и моральное возрастание, в т.

Яркое выражение понятие"С.

П86 Психоанализ жизни и творчества Достоевского: Хрестоматия / Сост. . скорее с матерью, которая испытывает стыд. Здесь же Фрейд вы- сказал соображения о фобии, как страхе ребенка быть избитым, детских желаниях .

Мне кажется, что она является одной из основных в творчестве писателя. Вопрос о свободе личности будет актуален всегда. Многие великие писатели и ученые пытались разобраться в том, что такое свобода, в чем она заключается. Нельзя понимать это слово однозначно. Каждый человек вкладывает в него свой особый смысл. Для исследования мною были выбраны три романа: В процессе работы мною были использованы сочинения критиков, исследовавших творчество Достоевского.

Бердяев в своих трудах особое значение придает теме свободы и насилия. Он считает ее основной темой в творчестве писателя. Среди прочих проблем она уделяет особое место восприятию героями Достоевского свободы. Наиболее полно и интересно тема свободы и насилия раскрывается также в следующих работах: В них содержаться интересные статьи Т.

Ментальные ловушки Вина и стыд

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми тут!