Тема 1.3 Основные культурологические теории и школы современности

Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство. В искусстве Ницше различает два начала: Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма. Сущностной характеристикой обоих начал является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Человек же в концепции Ф. Подчинение Диониса Аполлону рождает трагедию не только как вид искусства, но и как состояние человека, у которого творчески импульсивное, образно-художественное начало подавляется понятийным рационально-критическим анализом; задача же современного искусства - восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

2. Культурологическая теория З.Фрейда

При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и поэтому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных установок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон этого сложного феномена. Современная культурология не просто сводит в одно целое эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы.

Поэтому важно проследить логику возникновения и развития культурологических концепций и теорий, понять причины включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь исторический процесс развития представлений о культуре. Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии:

Основные идеи культурологической концепции Э. Гуссерля. Данилевский ( локально-цивилизационный подход), Н.Н. страхов, К.Н. Леонтьев, О.

Ницше Учение Фридриха Ницше представляет собой яркий и динамичный процесс в истории развития философской мысли и культуры в целом. Он во многом предвидел и осмыслил основные события в социальной и духовной жизни прошедшего и грядущего столетия: Значительное влияние Ницше выходит за пределы философских учений, вдохновляя представителей художественной культуры, литературы, живописи, музыки и кинематографа, позволяя переосмыслить кризисные и поворотные моменты в развитии культуры.

Его творчество охватывает важнейшие аспекты культуры, искусства и философии. Сложно найти такую область культуры, философии, искусства, политики, социологии, психологии, на которую бы не повлияла его философия. Ницше Тема жизни получила ключевое место в философско-культурологической концепции Ницше. Основу жизни составляет, по Ницше, воля.

Предмет культурологии Психологический подход к изучению культур В начале в. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры.

Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения хотя и в измененной форме применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в х годах в.

Культурологические концепции: методические разработки / сост. культуры ; анализируются основные концепции зарождения, существования обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и.

Современные культурологические теории и методы Предварительные замечания Онтология греч. Поскольку каждое понятие обобщает, можно сказать, что онтология учит о неизменном и вечном в изменяющемся мире вещей и явлений. А без глубокого осмысления проявлений культуры невозможна и выработка научного знания. Указать на отдельные формы культуры, непредвзято описать и систематизировать их — это лишь первая ступень в ее познании. Однако целью исследования является та подоснова, которая объединяет в единую целостность мозаику отдельных проявлений культуры.

Именно этому служит онтология культуры, то есть концепция ее бытия, понимание ее сущности. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении определенной культурно-философской теории, и как крушение некоего культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Гегель достраивал свою философию Абсолютного Духа снимающего в себе все противоречия , когда в Гер- мании,- а затем и во всей Европе развивалось движение романтизма.

Другие ее проблемы создали противоречия внутри самой культуры, предопределили последующий распад ее внутреннего единства и противопоставление прежде единых ценностей и идеалов, например ценностей науки, морали, искусства и т. Все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее трагедии, и эта тема входит в философию культуры, доминируя в ней вплоть до второй половины в. Практически невозможно назвать философское течение, которое не ставило и не решало бы эту проблему, строя, таким образом, собственную философию культуры.

-. - шпаргалки онлайн

В ней есть внешние сферы, которыми она соприкасается с социальной и природной реальностью. И есть сферы более глубокие: А есть еще ценностное ядро культуры. Ядро культуры - это своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: Новые концепции и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры.

Культурология кака общенаучная теория культуры .. Рассматривая становление культурологических концепций и парадигм, Т.Кун (наиболее яркие его представители – Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. страхов).

Прохоренко Введение В Культурологию. Прохоренко Введение в культурологию. Для русской традиции особенно характерна напряженность в решении проблемы соотношения слова и дела, теории и практики жизни. Направление таких размышлений определялось характером современной художнику эпохи, социокультурной средой, собственной эстетической и мировоззренческой позицией. Но если попытаться определить генеральные линии в развитии культурологических концепций, то мы обнаружим две различные и даже противоборствующие позиции в размышлениях о функции литературы: Собственно с этого началась русская литература.

Поэтому и размышления писателя об искусстве, культуре в конечном счете всегда связаны с общенациональными проблемами.

Семинары по культурологии - файл 2.

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры — постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в ее уязвимости и нестабильности.

Радченко А.А. Культурологическая концепция национального вос стания Н.Н. Страхо Поворот от человека: антропологический кризис в XXI.

Эволюцинистская парадигма Анализ работ по культурологии позволяет выделить следующие основные теоретические направления, или концепции: Говоря о концепциях, или парадигмах культурологии, я имею в виду прежде всего в большей или меньшей степени осознанные отрефлектированные теоретические и методологические представления, которые разделяют и используют представители данных направлений. Конкретное культурологическое исследование может при своем построении опираться на несколько парадигм.

Формированию эволюционистской парадигмы предшествовали эмпирические исследования культуры, проводившиеся прежде всего в рамках этнографии и этнологии. В результате были получены обширные знания о нравах, обычаях, институтах, образе жизни разных народов и осуществлены первая систематизация и осмысление этих знаний.

Последовавшее за этим научное эволюционистское объяснение опиралось уже на данные эмпирических исследований, переосмысляя их на теоретической основе. Для эволюционистского объяснения характерны: Поясняя последний момент, Л. Именно человеческая природа в ее специфике делала человека культурным существом. Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое Для того чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие способности, человек производит культуру.

В этом контексте можно сказать, что культура носит инструментальный характер, то есть она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает своей средой, подчиняет ее себе

Садохин А.П. Культурология - файл 1.

Античность — человек — мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор 5 в. Демокрит в том же городе, позже: Культура — дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры. Рим — Цицерон понимал под культурой совершенствование духа, ума, считал, что подлинная культура — особый строй жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства едины, неразрывны.

концепции и направления в культурологии, важнейшие этапы развития сить таких его представителей, как Н. Я. Данилевский, Н. Н. страхов.

Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе. В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие — происхождение.

Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между"психологией первобытных народов" и"невротиков".

Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе.

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

Быстрая помощь студентам

Каждый из этих культурно-исторических типов или цивилизаций имеет свою собственную историю, и поэтому нельзя говорить об общей мировой истории всего человечества в духе Г. Гегеля или позитивистской науки. Каждый из десяти типов имеет свою собственную древнюю историю, свое Средневековье и свое новое время, причем некоторые из цивилизаций уже завершили свой цикл, а другие находятся на разных стадиях развития. Данилевский сформировал 5 законов исторического развития, вытекающих из идей циклизма: Однако наступают моменты, когда эти перемены получают столь всеохватывающий характер, что В книге Вико подверг критике господствующую в то время идею о поступательном развитии человека и выдвинул свою собственную теорию, которая

Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского. 5. Н. Н. страхов О книге Н. Я. Данилевского"Россия и Европа". Из книги Россия и Европа автора.

В книге используются научные разработки автора, касающиеся разнообразных аспектов изучения культур в культурной, социальной, психологической антропологии. Во введении анализируются теоретические проблемы, такие, как определение понятия"культура", ее соотношение с конкретно-исторической действительностью, дается характеристика двух важнейших типов культур: Показывается качественное своеобразие культуры через особый вид деятельности социальная , присущий только общностям людей.

В первом разделе исследуются различные теории культур, подходы к изучению явлений, элементов культуры эволюционизм, диффузионизм, биологизм, психоанализ, психологическое направление, функционализм , возникшие в - середине в. Автор стремился показать как можно шире диапазон различных вариантов исследования культур, представить панораму взглядов, точек зрения на сущность культурологии.

К этому разделу тесно примыкает второй раздел, повествующий о целостных концепциях культуры А.

Вы точно человек?

Главная Культурологическая теория Зигмунда Фрейда В целостной форме свою культурологическую концепцию З. Фрейд изложил в книге"Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" и в ряде более поздних работ. Прежде чем обратиться к содержанию этой работы, необходимо охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, - общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э.

В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие - происхождение.

проблемам культурологии как науки, теории и истории культуры. использовании сексуальности, страхов, манипуляции, уводе человека в.

Трудящееся население настолько поглощено своим необходимым трудом, что у него не остается времени для занятия искусством, наукой и т. Оценка буржуазно-капиталисти-ческого общества в. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. В первую очередь оградить работающих детей и подростков от разрушительного действия современной системы.

Это может быть достигнуто лишь путем превращения общественного сознания в общественную силу Должна быть создана гуманная система воспитания, под которой мы понимаем три вещи: Энгельс 24 Свободное развитие физических и духовных способностей всех членов общества Психоаналитическая натуралистическая школа культурологии Психоанализ — в узком значении — разработанный З.

1.1 Основные этапы истории понятия Культура

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми тут!