Возвышенное в искусстве

Найти Возвышенное Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности. Различие между Возвышенным и Красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения. Содержание Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Возвышенный стиль используется в античной риторике в рамках так называемого" Учения о трёх стилях" . Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики. Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой.

История философии

Представления о возвышенном, выступая во взаимосвязи с общими понятиями об эстетическом идеале, природе прекрасного и эстетическом отношении искусства к действительности, исторически изменчивы. В истории эстетической мысли возвышенному давалось множество определений. Оно характеризовалось как нечто ни с чем не сравнимое, уникальное, исключительное. Иногда оно приравнивалось к ужасному, подавляющему волю человека. Нередко возвышенное рассматривалось как проявление божественной воли.

Существовало мнение о том, что возвышенное вызывает в человеке восторг, смешанный с чувством страха, зависит от состояния человека, круга его интересов.

шенного в природе, как, например, разгул стихий, о котором фило- софы говорили еще в древности), чувство возвышенного (посещающее индивидуума . стать представленно чувство, страх, тревога, ощущение угрожающей чрезмерности и . источник многих гоголевских рассуждений в «Женщине».

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного — у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи — высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ , икона, символ, знак, выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , то есть духовно-возвышающую функцию, а прекрасное было осмыслено как символ божественной Красоты и путь к Богу. Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного.

Так, аббат Сен-Дени Суггерий 12 в. В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждал, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — на чувстве неудовольствия. Объекты, их вызывающие, также во всем противоположны.

4.2. Динамически возвышенное

Но чувство возвышенного не только связано с нравственным самосознанием. Через эту связь оно соединяет человека со с ве рх чу вс тв ен ны м миром. Именно этот ход мыслей сделал философию Канта исходной в развитии философии немецкого объективного идеализма. Из своей характеристики возвышенного Кант вывел м од ал ьн ос тьсуждения о возвышенном. Оно имеет свою основу в самой человеческой природе:

Прекрасное в природе касается формы предмета, которая состоит в . В самом деле, так как чувство возвышенного предполагает связанное с .. разума как источника идей, т. е. такого интеллектуального соединения, и невозможно находить удовольствие в страхе, если его действительно испытывают.

Возвышенное Возвышенное Одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания.

В имплицитной эстетике понятие возвышенного в смысле, близком к эстетическому, появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, приписывавшегося провидцам, поэтам, живописцам; восхождения к божественной идее прекрасного— у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи — высокий, величественный, строгий.

Эти идеи подытожил в сер. Автор трактата подчеркивает, что оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою. Эстетическое сознание в византийско-православ-ном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ, икона, символ, знак, выполняющие, прежде всего, анагогическую возводительную , то есть духовно-возвышающую функцию, а прекрасное было осмыслено как символ божественной Красоты и путь к Богу.

Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждает, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — неудовольствия.

Отсюда объекты, их вызывающие, также во всем противоположны.

Основные категории эстетики: возвышенное и низменное

Эти непокоренные силы сфера несвободы порою грозны. Полное овладение ими — дело истории, в ходе которой раскрываются все новые возможности и источники человеческого могущества. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы человека и природы, безграничные перспективы ее освоения — все это отражает возвышенное как категория эстетики.

Для анализа возвышенного необходимо деление, которого анализ и динамически возвышенное (§ 24); Чувство возвышенного предполагает связанное Природа, в эстетическом суждении рассматриваемая как сила, которая не мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.

Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в истории эстетической мысли. Трактат Цецилия не дошел до нас. По традиции, неизвестного автора условно называют Псевдо-Лонгином. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: Эпоха Средневековья Эпоха Средневековьясвязывала возвышенное с Богом. Характерно доказательство Ансельмом Кентерберийским существования Бога.

Но в понятие о высшем благе входит бытие, ибо небытие — не благо, а зло. Художники раннего Ренессансапорою низводили возвышенное до степени обыденного. Высокий Ренессанс Высокий Ренессанспревозносит человеческое, раскрывает в человеческом титаническое, божественное. Возвышенное — гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Противопоставлял прекрасное возвышенному и Ф.

В истории эстетической мысли прекрасное и возвышенное не только противопоставлялись, но и сближались. Так, французские эстетики в. Чернышевскийполагал, что возвышенное гораздо больше, гораздо сильнее других явлений, с которыми оно сравнимо.

Возвышенное и его место в системе эстетических категорий

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Следующая Категория возвышенного в отличие от категории прекрасного не получила развития в античной эстетике. Если она или близкие к ней категории рассматривались античными авторами, то только в связи с риторическими стилями. Впервые исследование, посвященное проблемам возвышенного, выходит в Англии в г.

Бёрк опирался на традицию сенсуалистической эстетики идущей от Дж.

В природе по определению Соловьева прекрасное есть просветление утончение Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного выделил три . причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех.

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе? Обычно звучат следующие ответы: Практически все люди начинают описывать свои ощущения. Причём у всех они разные. Но на каком основании они называют все эти чувства страхом?

О природе страха: От проблемы До решения

Методологическая роль категорий эстетики в художественном творчестве 1. Прекрасное и безобразное Всякая наука пользуется понятиями, то есть логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В каждой науке и в естествознании и обществоведении имеется своя специфическая система понятий, отражающая те или иные законы действительности.

Помимо отражательной функции система понятий позволяет упорядочивать имеющийся научный опыт и, вместе с тем, объяснить явления посредством знания законов. В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями.

Однако далее мы видели, что возвышенное чувство вызывается также что сам этот страх происходит из свойства, присущего только природе, но не Но делает ли это само искусство источником возвышенного чувства .

Природа страха Человеческое подсознание, сформированное и воспитанное еще в каменном веке в суровых условиях борьбы за существование, не любит рисковать. Если существует хоть маленькая угроза благополучию организма, то происходит автоматическое включение реакции страха, включая весь комплекс психологических и физиологических изменений в организме. Зачастую ответ оказывается заведомо сильнее, чем потенциальная опасность, однако природа, создавая этот инстинкт, по-видимому, считала, что для организма лучше перестраховаться, чем пропустить сигнал об опасности и погибнуть.

В жестокой борьбе за существование с хищниками или конкурентами в дикой природе организм не имел права на ошибку, однако в современном обществе угроза биологической гибели весьма редка, и чаще всего речь идет всего лишь об изменении социального статуса. Человеческое сознание идентифицирует тревожную информацию как опасную и запускает совершенно не соответствующую ей по силе и поэтому бесполезную реакцию тревоги или страха, которая приносит больший вред, чем причина, ее вызвавшая.

Способы борьбы со страхом: Основатель этого метода французский психиатр П. Дюбуа предлагал следующие основополагающие принципы: Эффективность метода рациональной терапии не всегда столь высока, как хотелось бы. Это связано с тем, что убеждения человека испытывающего страх представляют собой более устойчивую структуру, нежели рациональные представления.

Из всей информации он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Оценить, насколько реальна угроза. Большая часть событий, которых боятся люди, имеют слишком мало шансов произойти, и поэтому бояться их не имеет никакого смысла.

ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ

Античность В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства. В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики.

Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой. Трактат Псевдо-Лонгина примечателен своими ссылками не только в на античных авторов, таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия.

и беспредельного, вызывают чувство восхищения, восторга, Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха. Источник.

Эти непокоренные силы сфера несвободы порою грозны. Между этими крайностями — веер оттенков возвышенного. Какую же ценность для человечества имеют высокие горы, океаны, космические просторы, если они еще не освоены? Деятельность людей так или иначе втягивает эти явления в сферу общественных отношений. Они выступают в качестве природной среды, служат неисчерпаемой кла- довой природы, из которой люди постоянно будут черпать свою мощь и величие.

В ходе развития общества сфера прекрасного расширяется за счет возвышенных явлений. Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит.

Природа страха. Марина Весна

Жизнь без страха не только возможна, а абсолютно доступна! Узнай как полностью избавиться от страха, нажми тут!